Электростартер ― компактное устройство в составе автомобиля и спецтехники, обеспечивающее запуск двигателя. В состав агрегата может входить 40-60 компонентов. Основными среди них являются следующие элементы:
- Электродвигатель. Обеспечивает выработку постоянного тока. Представляет собой стальной цилиндр с размещенными внутри сердечниками и обмотками возбуждения.
- Бендикс. Его еще называют обгонной муфтой. Передает крутящий момент на маховик. Представляет собой роликовый механизм.
- Втягивающее реле. Этот элемент подает на электродвигатель питание от замка зажигания, а также выталкивает бендикс.
Без этих компонентов невозможна нормальная работа электростартера. Кроме этого, в конструкцию входят такие элементы, как:
- якорь;
- подшипник;
- щеткодержатель.
Эти и другие детали заключены в металлический корпус, выполненный, как правило, из нелегированной стали.
Принцип работы электростартера
Весь процесс запуска коленчатого вала для передачи энергии ДВС можно условно поделить на три ключевых этапа:
- Соединение бендикса с венцом маховика. После запуска зажигания ток от аккумулятора передается на тяговое реле. После этого обгонная муфта переводит шестерню с маховиком в сцепление.
- Запуск стартера. Вместе с зацеплением бендикса цепь замыкается, электродвигатель получает нужное для работы напряжение.
- Разъединение бендикса и маховика. Это происходит после того, как обороты запущенного ДВС начинают превышать обороты стартера.
Электростартеры бывают разной мощности, выбор которой зависит от технических характеристик ДВС. Для запуска большинства бензиновых моторов достаточно 3 кВт.
Возможные поломки электростартеров и причины их возникновения
Так как стартер состоит из множества компонентов, любой из них при выходе из строя приводит к нестабильной работе самого устройства. Проявляться это может в следующих изменениях:
- Отказ работы втягивающего реле, двигатель не запускается.
- Медленные повороты коленчатого вала.
- Возникновение характерного скрежета зубьев маховика о шестерню.
- Отказ вращения коленчатого вала при работающем стартере.
- Постоянная работа электростартера даже после запуска ДВС.
Не всегда возникновение этих признаков сигнализирует о серьезных поломках устройства. Иногда можно обойтись без ремонта. Так, частыми причинами возникновения неисправностей служат следующие факторы:
- Поломка или полная разрядка аккумулятора.
- Плохой контакт стартера с АКБ ввиду сильного окисления клемм.
- Неисправности замка зажигания и поломка возвратной пружины.
- Забоины в маховике и его зубьях.
Однако есть у возникающих неисправностей и ряд причин, для устранения которых требуется демонтаж и ремонт электростартера. Это и замыкания в обмотке, и заедание якоря, и подгорание коллектора, и износ щеткодержателей, и поломка рычага включения бендикса, и заедание тягового реле.
Точную причину возникновения поломок могут установить квалифицированные специалисты путем визуальной и аппаратной диагностики. Исходя из результатов они и определяют способ ремонта.